ивановский областной драматический театр

Тамара Лимонова. В гости на АРЛЕКИН

В апреле артистка театра Тамара Лимонова посетила г.Санкт-Петербург

За исполнение роли Малыша в спектакле "Малыш и Карлсон" Тамару пригласили на Всероссийский фестиваль «Арлекин».
Интервью журналиста газеты "Рабочий край" Людмилы Павловской

«Захотелось придумать что-то необычное и удивительное!»

- Ты знаешь, что Малыша играет девушка?

- Не-е-ет, ты шутишь, - дочь удивленно смотрит на меня.

- Правда. Я тебе сейчас ее фотографию покажу в фойе…

Спектакль «Малыш и Карлсон» (режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая) идет в Ивановском драматическом театре уже второй сезон. В роли Малыша - Тамара Лимонова. Актриса эмоциональная, подвижная и тонкая. В ее «послужном списке» Гермия («Сон в летнюю ночь» У. Шекспира), Юлия («Non Dolet» Ж. Ануя), Циля Эльке-Ханес, девушка из приюта («Баллада Инвалидной улицы» Н. Рознера), немало ролей сыграно в детских спектаклях («Все мыши любят сыр», «Принцесса и Лягушиный король», «Красная Шапка. История любви», «Дюймовочка», «Сказка о царе Салтане» и др.). Но Малыш стал для Тамары особой страницей.

- Это желанная роль, - рассказывает актриса. - Когда Ирина Валерьевна (режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая. – Прим.авт.) сказала, что я буду играть Малыша, я просто запрыгала от радости. Я всегда мечтала сыграть мальчика. По разным причинам - и потому, что это противоположный пол, и потому что это ребенок. Дети - они другие, чистые, непосредственные. В их глазах что-то особенное, открытое. Не знаю, получилось ли мне это передать, но готовилась к роли я очень долго - наблюдала за ребятишками, слушала, что и как они говорят, пыталась копировать движения, манеры. Что-то пришлось вспомнить и из своей жизни (в детстве я часто вела себя как мальчишка, ходила в спортивном костюме), что-то почерпнуть из наблюдений за собственным сыном. Получился собирательный образ.

Кстати, сложился он не сразу - по мере того, как спектакль шел на сцене, к образу Малыша добавлялись новые штрихи и детали (и работа над ролью, надо сказать, идет до сих пор). Например, изначально мальчик говорил «нервы», а потом это слово трансформировалось в «невры». Ну да, так бы и сказал ребенок. Тяжело было работать над пластикой - у мальчишек она совсем другая. Бывало, наш хореограф (Наталья Петрова-Рудая. - Прим. авт.) говорила мне: «Тамара, ты садишься как девочка». Так что приходится постоянно следить за своими движениями.

- Это сложная роль?

- Сложная в хорошем смысле. Я стараюсь выкладываться по максимуму, все должно быть честно, ведь дети в зале сразу увидят, если будет неправда. Их не обманешь. Не могу сказать, что спектакль выматывает меня, наоборот - я заряжаюсь позитивом, положительной энергетикой.

Тамара рассказывает о детях, улыбается, делает акценты на словах, кивает головой. Живая. Эмоциональная. Разговаривать с ней приятно и как-то радостно.

- Малыш - очень умный ребенок, не капризный и в чем-то даже взрослый. Этого мальчика мне жалко, он одинокий, - рассуждает актриса. - Думаю, что этот спектакль должны посмотреть не только дети, но и взрослые, он для семейного просмотра.

Я соглашаюсь. Спектакль и правда глубокий, человеческий, с большим знаком вопроса для взрослых - не одинок ли их ребенок, не чувствует ли себя покинутым и ненужным...

Неудивительно, что роль Малыша не осталась незамеченной. На Тамару Лимонову обратили внимание члены жюри Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» в Санкт-Петербурге и пригласили в качестве почетного гостя (на конкурсный отбор, кстати, было прислано более двухсот спектаклей из разных театров России). Такой шанс выпадает каждый год только одному человеку, и в нынешнем на фестиваль отправилась наша Тамара Лимонова.

- Побывать в Санкт-Петербурге было моей давней мечтой. А тут получилось не только посетить этот город, но и посмотреть столько интересных постановок. Спасибо нашему театру, что организовали для меня эту поездку, изменили расписание репетиций и спектаклей, чтобы я смогла побывать на фестивале. Я приехала оттуда эмоционально переполненная, с огромным количеством впечатлений, идей.

Мне довелось посмотреть спектакли, которые просто перевернули меня. Один из них - «Колино сочинение» режиссера Яны Туминой (это история о шестилетнем мальчике по мотивам книги Сергея Голышева «Мой сын - даун»). В постановке есть и ирония, и смех, и грусть… Они словно открыли душу, разбудоражили. Я плакала. После спектакля захотелось побыть одной, подумать.

И при этом, знаете, на сцене используются такие простые приемы. Я так же удивлялась, когда попала на спектакль Новой сцены Александринского театра «Пуськи бятые» (режиссер Антон Оконешников). Три черных стола, на которые сажают зрителей, пледы, чтобы укрыться, абсолютная темнота, из глубины которой появляются актеры и предметы… Одну из историй (а спектакль поставлен по рассказам Людмилы Петрушевской) рассказывают с помощью обычных листов бумаги! Это невероятно, как из простого материала получаются удивительные вещи. Я по-хорошему завидовала таким работам, думала: «Я тоже так хочу!». После этой поездки желание творить и работать стало еще больше, захотелось придумывать что-то необычное, удивительное, оставить что-то после себя.

- Привозил ли кто-нибудь на фестиваль спектакль «Малыш и Карлсон»? Интересно, как выглядит эта история в постановке другого театра.

- Да, это были ребята из санкт-петербургского театра «Мастерская». Их постановка получилась очень современной, будто в студенческом спектакле объединили разные этюды. И если у нас Малыш и Карлсон в отношениях ведут себя как сын и друг-отец, то их герои, скорее, исключительно друзья и даже ровесники. Видно, что артистам очень комфортно играется вместе.

- А вам как работается на одной сцене с нашим Карлсоном - актером Евгением Семеновым?

 - Замечательно! Было несколько спектаклей, когда мы попадали в какой-то особый поток - начинали баловаться на сцене, причем и в зрительном зале царило такое же озорное настроение. Дети очень откликаются на эмоцию со сцены. Однажды на словах «поднимайтесь к нам сюда на крышу» одна девочка крикнула из зала: «Да мы хотим, но взрослые нас ругать будут».

А вообще бывает тяжело вовлекать детей в действие, заряжать их энергией и не превращать актерскую игру в механическое действие. Потому каждый раз стараешься внести в спектакль что-то новое. Хочется, чтобы спектакль смотрели на одном дыхании.

- Такие были на фестивале «Арлекин»?

- Много. Но особенно меня поразил спектакль «Волшебник страны Оз» театра-студии «Небольшой драматический театр» (г. Санкт-Петербург). Это по-настоящему драйвовый спектакль - два часа актеры держали зрителей. На протяжении всей истории я чувствовала себя ребенком, хохотала весь спектакль, не могла оторваться от того, что происходило на сцене, и очень расстроилась, когда он закончился.


Возврат к списку