ивановский областной драматический театр
11.08.2020

Историявквадрате: спектакли Феликса Бермана. Продолжение

Возвращаемся к нашей исторической рубрике #историявквадрате
и говорим о спектаклях Феликса Бермана. "Она в отсутствии любви и смерти", 1984 год.

Пьеса "Она в отсутствии любви и смерти", написанная Э.Радзинским в 1979 году, не вызывала особого интереса у театров. Она была необычна по композиции и по содержанию, а кому-то казалась даже одиозной. Постановка в театре Маяковского (с Е.Симоновой в главной роли) также вызвала много неоднозначных и негативных отзывов. Полифоничность пьесы требовала иного ключа к ее пониманию. Феликс Соломонович предложил это название для постановки Ивановскому театру. Это было абсолютное попадание в распределение и безошибочное чутье режиссера в выборе пьесы. Казалось, она была специально написана для Бермана. Истории внутренне очень одиноких людей развивались в двух направлениях: одни лихорадочно искали вторую половину, вторые — так же лихорадочно бежали от любви. И лишь главная героиня (Ольга Раскатова) была сама по себе, живя в своем придуманном мире, спасаясь в его хрупких стенах от чужих, непонятных ей окружающих людей, среди которых — даже собственная мать. В этом мире у нее воображаемые подруги, воображаемые приключения, воображаемое имя — и воображаемая любовь к уже немолодому 40-летнему мужчине с несчастливой судьбой (Михаил Кашаев). Ее персонаж выделялся своей неоднозначностью, отрешенностью, нелепостью, подчеркнутой пластикой актрисы. Дерзкая и эксцентричная, Она напоминала куклу. Все ее многочисленные сценические проходки по лестницам, всякий раз приводили ее на порог Его квартиры. Но в какой-то момент игра начинает идти не по правилам. В жизнь вчерашней десятиклассницы вторгается настоящая непридуманная реальность, которая оказывается не такой яркой, но куда драматичнее фантазии... Игра, затеянная школьницей, становится серьезным потрясением для зрелого человека, будит в нем сожаление о прожитой впустую жизни, вызвав в его душе первую за все эти годы сильную любовь.
Спектакль, стремительно развивающийся, был наполнен глубокими переживаниями сознательно заостренными режиссером. За эксцентричными взрывными ситуациями, поступками героев, открывались непростые реалии жизненных проблем. Это было остро, больно и тревожно. В грустно-щемящую атмосферу спектакля вторгались нелепые и смешные ситуации, происходящие с героями. Так, сцены Матери и Подруги (В.Кравченко и Г.Лобачева) часто игрались в концертных программах.
Финал спектакля был жестким. Смерть героя разбивала замкнутый мирок девчонки-фантазерки. В немом крике Раскатова выплескивала потрясение героини от осознания того, что совершилось.

#историявквадрате

"Она в отсутствии любви и смерти", 1984 год,
Она - Ольга Раскатова, Он- Михаил Кашаев.
Смотрим фотографии из спектакля.

Ps9uTx2iAmQ.jpg

"НЕВОЛЬНИЦЫ"
Реж. Ф.Берман, худ. Ю.Доломанов

Комедия по пьесе А.Н.Островского завершила цикл постановок Феликса Бермана в Иванове. На этот раз сценографом и художником по костюмам стал главный художник Московского областного драматического театра, заслуженный художник РФ Юрий Доломанов (1937- 2014). Вместе с режиссером было придумано яркое игровое пространство, где мощный акцент был сделан на ивановский ситец: желто-коричневые тона одежды сцены; мебель, обтянутая тем же ситцем и покрытая лаком; золотистая конструкция, напоминающая открытую клетку для птиц - всё это создавало игривое настроение и предвкушение яркого зрелища. А когда зрители увидели костюмы, которые от картины к картине менялись (платья и жилеты были выполнены тоже из ситца), то зрительскому восторгу не было предела, так это было красиво! Как всегда, Бермана интересовали отношения между мужчиной и женщиной. Состоятельный, уже в годах, муж (М.Кашаев) уезжая по делам, оставляет молодую жену Евлалию (О.Раскатова) на своего помощника Мулина и слуг. В отсутствие мужа Евлалия, влюбленная в конторщика, пытается добиться его расположения. Костюмы, трюки, откровенно фарсовые ситуации, яркий дуэт слуг с их блестящими интермедиями. Но это был бы не Берман, если бы всё происходящее на сцене решалось в комедийном ключе. Тонкая, умная и очень непростая пьеса Островского нисколько не потеряла в глубине. А финальная сцена, когда уже мир в доме вроде бы был восстановлен и проблемы улажены, вызывала совершенно "грустный катарсис". Спектакль "Невольницы" вошел в число лучших спектаклей театра .

8iSUiZLdETw.jpg
_________________
Про гастроли
_________________
В июле 1994 года вся творческая группа со спектаклем "Невольницы" отправилась на фестиваль "Белеф" в Югославию. Проходил он в Белграде под девизом "Собор культур духовно близких восточно-христианских народов" . Российский фонд культуры пригласил на этот фестиваль наш спектакль. Мы должны были представить его не только в Белграде, но и в Загребе и на тех площадках, где находился контингент миротворческих сил.
Самолетом мы летели в Будапешт, а оттуда 7 часов автобусом в Белград, где нас должен был встретить Никита Михалков. Театр был приглашен на презентацию его нового фильма. Но всё получилось не так, как было запланировано. В Венгрии задержали ящики с декорациями, реквизитом и костюмами. В личном багаже была фонограмма спектакля и пьеса. И вот коллектив вынужден ждать. Жаркий вечер, проведенный на площади у аэропорта, был незабываем. Ситуация с нашим грузом никак не разрешалась, нас отправили в Белград. На презентацию мы, естественно опоздали, военная обстановка осложнилась, и играли мы один спектакль в Белграде в театре "Ателье 112". Декорации и костюмы в наш театр были возвращены только в ноябре месяце. В Белграде нам пошли навстречу: Белградская киностудия предоставила костюмы, правда, из "чеховских времен". А с помощью компьютерной графики на сцене попытались создать близкую по цветовой гамме картинку, заменившую нам ситцы. Мебель и реквизит подбирали уже из того, что было. Но это нисколько не убавило зрительского счастья: среди сербов в зале было много русских эмигрантов. Долго не отпускали актеров зрители, а потом был устроен праздничный фуршет. Эта поездка была удивительной - 10 дней полного счастья и радостных творческих встреч!

dj6yssNtf1E.jpg

Мы вспомнили только несколько работ талантливого режиссера. А сколько их, замечательных его спектаклей, по всей стране! Феликс Берман (из интервью): "Оглядываясь на собственный путь и, подводя итоги, мог бы сказать: «Я нес столичную театральную культуру в провинцию, и пытался воплощать ее с помощью талантливых провинциальных артистов».

Леонид ХЕЙФЕЦ Журнал «Экран и сцена», 17 (587), 2001 :
"Режиссёр-постановщик. До последней секунды жизни Режиссёр. До последней капли крови, как сказали бы во время войны. Он жил в мирное время. В наше. Когда вроде бы жизни не отдают. Если ты не солдат. Он не был солдатом. А жизнь отдал. Театру. Феликс Берман боготворил Театр. Так, как может это делать человек, пришедший в театр не из театра, а из жизни. Он был очень талантливым режиссёром с нечеловеческой энергией, с очень трудной, но и прекрасной судьбой. И с очень печальным концом. Его сердце не выдержало его энергии. Города и годы. Годы и города. Сколько городов в России его знали, его ждали, его любили! Это была настоящая, нехоленая, нестоличная режиссёрская жизнь. Хотя был он абсолютно столичным, я бы сказал, европейским, человеком. "

Изображения:
1. "Испанский священник" Лопес (Л.Раскатов) и Дьего (С. Князев).
2. Сцена из спектакля "Испанский священник" А.Дубина, С.Князев, В.Житков.
3. "Не перекармливайте покойника" Н.Лемешева, Н.Максимов, О.Амалина
4. "Не перекармливайте покойника" В.Лобачев, О.Амалина, А.Краснопольский, Н.Лемешева.
5. Г. Лобачева и Н. Максимов на репетиции

и1.jpg

и2.jpg

не 1.jpg

не2.jpg

не3.jpg

Возврат к списку