ивановский областной драматический театр
08.04.2020

Историявквадрате. 1

Мы начинаем рубрику #историявквадрате
У театра не бывает прошедшего времени, у театра есть жизнь, о которой нужно говорить, передавая опыт, улыбаясь странностям времени и наслаждаясь каждым моментом. Театр в историях и истории в театре.
86 сезонов театральной жизни, режиссёры, художники, артисты, гастроли и встречи - большая история одного театра и маленькие истории из жизни театра.

70-е давно уже ушли в историю. Страницы яркой творческой жизни Ивановского драматического театра остались в воспоминаниях, афишах, программках и фотографиях. Рассматриваешь их и, кажется, до сих пор чувствуется запах типографской краски, фотореактивов и начинают оживать картины времени.
Актеры, режиссеры, чьи имена могли достойно войти в летопись столичных театров, верой и правдой служили сцене театров областных. Кажется, еще вчера они были молодыми, получившими блестящее профессиональное образование, – и вот уже принадлежат к старшему поколению, а иных уже давно нет с нами.
Имя режиссера Льва Вайнштейна, напротив, известно нескольким поколениям зрителей страны. Его знают как актера кино, исполнителя ролей Янкеля в "Республике ШКИД" (1966), главной роли Вениамина Гуревича в "Хронике пикирующего бомбардировщика (1967), Ильи Любарского "Салют, Мария!"(1977). Но как режиссер, он состоялся, пожалуй, только в Ивановском театре.

Интересный факт! Исполнитель роли Янкеля из "Республики ШКИД"(1966) и главной роли Вениамина Гуревича в "Хронике пикирующего бомбардировщика (1967) в семидесятые годы поставил в Ивановском драматическом театре пять спектаклей.

Давайте вместе посмотрим (или пересмотрим) эти фильмы



Лев Вайнштейн поставил в Ивановском театре: "Прощание в июне"А.Вампилова (1974), "Чайка" А.Чехова (1975), "Стеклянный зверинец" Т.Уильямса(1975), "Вечно живые"В.Розова(1976), "Призраки старого дома" Ю.О' Нила, трилогия(1976). "Призраки старого дома" - это три спектакля, составляющих трилогию и объединенных одной темой. Получается - 7 спектаклей режиссёра на сцене театра.
Взгляните - это фотография финальной сцены спектакля "Чайка". Художник-постановщик спектакля Сергей Бархин пишет в своих воспоминаниях про то, что Вайнштейн сам находил некоторые элементы сценографии и реквизита для своего спектакля: "...И еще — золоченые бронзовые часы времен Наполеона III, которые мы с ним установили на первом плане, в метре от зрителей. Не было человека, который не спрашивал, что это значит."

Взгляните на фото - на переднем плане именно эти часы!
Говорят, что они потом "играли" и в других спектаклях.
Наверное, вы узнали артистов на фото, но об этом чуть позже.

Чтобы вы верно представляли себе театр - уточним, что всё происходило в здании театра на пр. Фр.Энгельса (ныне Шереметевский пр-т).



Спектакль "Чайка" 1975 года. Действующие лица и исполнители:

Нина Заречная - Татьяна Гаркуша
Треплев - Михаил Асафов
Аркадина - Людмила Исакова
Тригорин - Михаил Кашаев
Маша - Галина Ляпина
Дорн - Владимир Белецкий
Полина - Вера Краснослободская
Сорин - Евгений Романовский
Шамраев - Анатолий Заборских

Из разговора с Людмилой Ивановной Исаковой:
"Мы возили «Чайку» в Москву, когда у нас с Кашаевым был творческий вечер в ЦДРИ* , играли там третий акт «Чайки», на этом вечере был О.Ефремов, тогда ещё он похлопал Лёвку** по плечу «Ну ты нахал - молодец!», Вайнштейн ответил «На том и стоим!» "

* ЦДРИ - Центральный дом работников искусств
** Лёвка - Лев Вайнштейн. В воспоминаниях о режиссёре и С. Бархин, и Л. Исакова называют его Лёвкой.



Эскиз костюмов к спектаклю. Художник-постановщик - Сергей Бархин.
Изображение из архива Театрального музея им. А.А.Бахрушина.
Если приглядеться, под эскизами костюмов Аркадиной (в центре) можно увидеть фамилию исполнительницы, написанную от руки - "Исакова". В аудиозаписи Людмила Ивановна говорит о костюмах, мы решили поделиться с вами этим впечатлением.



А.П.Чехов "Чайка:
Треплев. Мама, перемени мне повязку. Ты это хорошо делаешь.

Знаменитая сцена примирения Аркадиной с сыном, закончившаяся новым скандалом. "Чайка", 1975. На фото: Аркадина - Л. Исакова и Треплев - М.Асафов.
В аудиозаписи Людмила Ивановна вспоминает случай, который произошёл в момент этой сцены на одном из спектаклей именно в тот день, когда в театр приехали театральные критики. Слушаем вместе!

P.S. Смотрим на чёрно-белую фотографию и представляем яркое, василькового цвета платье на Аркадиной.



Про железо.
В интервью к своему юбилею два года назад художник Сергей Бархин говорит о любви к железу. Конечно, в контексте использования этого материала в спектаклях, уточняя, что до сих пор он для себя его не исчерпал. И наша "Чайка" уже тогда - гремела!
С.Бархин:
"Прогуливаясь по Страстному бульвару, мы стали рассуждать, что делать и зачем. Грустно было от мысли, что спектакль пройдет незамеченным, и я предложил забыть, что он для Иванова, и представить себе, что он для Парижа. Он должен быть авангардным, непонятным и неприемлемым!
Лёва очень обрадовался. Мы говорили, что Чехова обычно играют как в вате, с банальной пластикой, и поэтому надо дать решение жесткое, будто мы ставим Стриндберга или Гамсуна с атрибутикой «Сталеваров». Надо сделать планшет пандусом, железной гремящей крышей. Покрасить его густым желтым кадмием, и это будет крокетная площадка. Пусть будут деревянные шары и молотки огромных размеров. И огромный мешок с тысячей бочонков лото. Бочонки пусть рассыпаются по этому железному барабану, а Маша, ползая, их собирает среди общего оцепенения. Обувь пусть будет разная: скрипящая, скользящая, с деревянными подошвами, с железными подковками, мягкая войлочная и всякая, какую мы только придумаем. Звуки шагов, однако, не должны хоть сколько-нибудь выражать характеры героев. Они должны лишь помочь сделать героев запоминающимися, поддающимися описанию, рассказу. Чтобы они могли говорить и слышать друг друга лишь замерши в неестественных позах. Чтобы в движении всем приходилось кричать"
___________
"В спектакле было немножечко по-другому – Людмила Исакова, глядя на эскиз к спектаклю "Чайка" 1975 года. - Железо...с ним сначала было очень тяжело играть, мы ходили и всё время был грохот железный под ногами, это очень раздражало. Вайнштейн настаивал на том, что так и должно быть – должен создаваться такой эффект, что никто никого не слышит. Отсутствие коммуникации абсолютно. И этот грохот такое впечатление создавал! Потом театр ставил вопрос о том, чтобы снять железо, тогда Бархин сказал, что он ни ногой в наш театр. Железо потом, действительно, сняли, я помню. На собрании мы артисты говорили, что теперь даже и не знаем, как играть. Железо вернули на какое- то время, а потом снова убрали уже навсегда."

Изображение и воспоминания С. Бархина с сайта https://barkhin.ru




Возврат к списку