ивановский областной драматический театр
04.08.2020

История в квадрате: режиссёр Феликс Берман

Ивановский театр богат своей историей: в разные периоды и годы в нем появлялись и творили замечательные профессионалы: актеры, художники, режиссеры, люди разных театральных профессий. Но объединяло их одно: они не могли жить без театра. И как это бывает часто, работа с таким художником воспринимается как должное, и только потом приходит осознание масштабности возможностей этого человека, его неповторимого почерка. Феликс Соломонович Берман - не исключение. Не так давно стали появляться публикации, своего рода дань таланту большого художника. Только человека нет уже почти 20 лет. Очень непростая судьба была у него. Феликс Берман получил блестящую режиссерскую школу у Горчакова и Петрова (где он учился вместе с Петром Фоменко), а до поступления - занимался в народном театре под началом Товстоногова и Лебедева. Молодой режиссер начал работу в столичных театрах. В театре Ленинского комсомола - тогда еще под руководством Эфроса - он поставил "Аттракционы" по киносценариям А.Володина. Спектакль подвергли критике за "формализм". А ведь Берман еще в институте был увлечен идеями Мейерхольда и Радлова, был под впечатлением от постановок Охлопкова, Акимова и Лобанова, обожал театр им.Вахтанова , но они, эти идеи не шли как-то в ногу с господствующим тогда учением Станиславского. Потом был "Четвертый" Константина Симонова. Сам автор назвал спектакль лучшей постановкой его пьесы.
Несмотря на отдельные режиссерские работы в Москве, особенно востребованным он был в провинции.

Из воспоминаний Ф.Бермана: "Константин Баранов, тогдашний главный режиссёр Ивановского драмтеатра, предложил мне поставить у него спектакль. Шел 1975 год. Я выбрал пьесу Рощина «Муж и жена снимут комнату». Это была первая встреча с провинциальными артистами. Труппа была великолепна! От работы я получил огромное наслаждение. Тогда критики много ездили и все про всех знали. Я тут же стал получать приглашения других театров."

Его любили и ждали там - от Магадана до Камчатки. У нас он поставил 8 спектаклей: "Муж и жена" М.Рощина(1975), "Власть тьмы" Л.Толстого (1977), "Она в отсутствии любви и смерти"Э.Радзинского(1984), "Испанский священник" Д.Флетчера(1984), "Зинуля" А.Гельмана(1985), "Третья голова" М.Эмэ, "Не перекармливайте покойника" ("Будьте здоровы") П.Шено (1990), "Невольницы" А.Островского(1993).

QXUmNC2BL_s.jpg
На репетиции спектакля "Не перекармливайте покойника": В.Лобачев, В.Белецкий, О.Амалина, Н.Максимов и Ф.Берман. 

О творчестве.
Центральной темой в творчестве режиссера Феликса Бермана почти во всех его спектаклях была тема любви - созидающая и разрушающая. Его всегда интересовали взаимоотношения мужчины и женщины. Любовь вчерашних молодоженов разбивается о семейный быт ("Муж и жена", 1975), любовь через преступления приводит к саморазрушению ("Власть тьмы", 1977), игра в любовь заканчивается драматически ( "Она в отсутствии любви и смерти", 1984), любовь по принуждению не способна составить счастье ("Невольницы", 1993).

"Его стиль был резким и правдивым, веселым и трагичным, смелым и эксцентричным, метафоричным. Он раздвигал рамки сознания, переворачивал все с ног на голову, чтобы показать людям другой мир, тот, который они не знают или не хотят знать, но который существует …и который зачастую определяет многое в поведении человека."
Источник: http://victory2011.ru/mnuarticle/571-berman-feliks.html

С ним было и легко работать, и одновременно тяжело. Легко потому, что он очень любил и ценил актеров, особенно провинциальных. А актеры между собой ласково называли его - Бермаша. Бермаша был заразительным на репетициях, увлекался процессом так, что не замечал времени. Его репетиции были настолько экспрессивны, что требовали неимоверных физических и духовных затрат. В 1975 году летом театр был на гастролях в Ленинграде, там же и выпускали спектакль "Муж и жена". Репетиции шли в Александринском театре. С последнего этажа театра доносились крики Феликса Соломоновича такой силы, что все проходящие по Невскому проспекту невольно поворачивали головы. Не редкостью было, что артисты с крепкими, хорошо поставленными голосами всё же их срывали. Мизансцены продумывались режиссером жестко: влево-вправо ни-ни! В четко заданном ритме артисты должны были строго следовать указаниям режиссера. У каждого была своя партитура роли. Поэтому казалось практически невозможным вводиться на роли в его спектакли. Ввод был равносилен подвигу.
На премьерах еще всех лихорадило, но когда спектакль игрался уже 4-5 раз, наступал баланс, форма и содержание достигали гармонии.

ze1MN4xQ74c.jpg
Из спектакля "Муж и жена" М.Кашаев (Алёша) и Т.Гаркуша (Алёна)

"ВЛАСТЬ ТЬМЫ", 1977
Реж. Ф.Берман, худ.Т.Сельвинская

Этот спектакль помнят до сих пор – настолько сильное впечатление произвел он на ивановцев. Пьеса, написанная Львом Толстым в 1886 году, была запрещена к постановке на целых 9 лет, как произведение в высшей степени безнравственное. В основу ее лег материал из уголовного дела окружного суда Тульской губернии. Молодая хозяйка Анисья влюбляется в своего работника Никиту и с его помощью совершает ряд преступлений: от отравления мужа до убийства ребенка, прижитого Никитой с ее падчерицей. В финале – покаяние Никиты и его арест.
Спектакль был наполнен символами и метафорами. Ф.Берман и Т.Сельвинская уходили от бытовых подробностей в решении сценического пространства. В центре сцены – ось, вокруг которой персонажи вращали две телеги: высокую и низкую. Во время действия они смыкались и размыкались так, что одна проходила под другой: чья-то жизнь одерживает верх, чья-то угасает. Каждый из героев впрягался в одну из телег, и она становилась его жизненной ношей – вначале обманчиво легкой. Но каждое новое преступление делало ее все тяжелее, и под бременем содеянного тянуть телегу-жизнь становилось почти невозможным.
Берман сознательно решал финальную сцену в своих спектаклях как потрясение. В сцене покаяния Никиты замирал весь зал. Так мощно это было сыграно Михаилом Кашаевым.

CvMKS25FiAQ.jpg
"Власть тьмы", Михаил Кашаев в роли Никиты

8BvykhzXlNE.jpg
"Власть тьмы", Вера Краснослободская - Матрёна, Влад Жуковский - Пётр

dS-OMlqsgyE.jpg
"Власть тьмы", Людмила Исакова в роли Анисьи


Возврат к списку