ивановский областной драматический театр
18.08.2020

История в квадрате: Продайте вашего мужа

"ПРОДАЙТЕ ВАШЕГО МУЖА"
В марте 1991 года в репертуаре театра появился спектакль, который за свою 10-летнюю жизнь был сыгран более 300 раз!
"Продайте вашего мужа" поставлен Виталием Черменёвым (Засл.деятель искусств ЭССР) по пьесе Михаила Задорнова "Последняя попытка".
Остроумная комедия стремительно приобретала популярность. Кроме родной сцены, его играли в соседних областных центрах, в совхозах и колхозах, в оздоровительных лагерях и санаториях, на базах и воинских частях, и - даже в исправительных колониях. Что же способствовало тогда такой популярности спектакля?
Во-первых, сама история, произошедшая с героями пьесы - супругами Еленой и Андреем. В день 20-летия совместной жизни, в дом, где в ожидании супруга Елена готовит праздничный ужин, является молодая девица, заявляет, что они с ее мужем Андреем любят друг друга и просит продать ей его за хорошие деньги. В качестве компенсации за моральный ущерб предлагает потерпевшей стороне целый набор потенциальных "женихов". Наверное, не будь автором пьесы Михаил Задорнов. известнейший юморист и сатирик, она могла бы показаться мелкой и пошлой. Но в том-то и дело, что в ней больше самого Михаила Задорнова, его искрометного ума, блестящих реприз, умело прописанных юмористических диалогов и лирических монологов.
Естественно, что всё закончится хорошо, Андрей, раскаявшись, прочувствует в жене любимую родственную душу, а Оксана отправится на поиски настоящего, не иллюзорного счастья к другу детства.

Во-вторых, режиссер абсолютно точно соотнес атмосферу времени и атмосферу спектакля, приведя их к нужному знаменателю. Здесь не было лишних сантиментов и истерик, заламываний рук и плаксивости. Такова суровая жизнь 90-х: парадоксальный авантюризм происходящего уже не удивлял, а требовал выхода - и эмоционального тоже. Это всё давал спектакль: кроме юмора и забавной истории, мастерски сыгранной артистами, он дарил надежду на благополучный исход, уж если не в окружающей жизни, то в личной - точно. Герои спектакля в исполнении Ольги Амалиной и Александра Краснопольского отождествлялись с близкими людьми, становились родными. Да и на Оксану (сначала ее играла Лариса Родик, затем большую часть спектаклей Лариса Соколова, и доигрывала уже Татьяна Птицына) зрители зла не держали. Они уходили со спектакля счастливыми, какими не были, наверное, за весь период лихолетья 90-х.

Продайте вашего мужа

Художником-постановщиком спектакля был Александр Родик, в то время - главный художник театра.
На сцене были обозначены интерьеры комнаты, сервированный стол, по обе стороны стеллажи с полупустыми полками, на которых лишь кое-где расставлены предметы и фотографии супругов. Некая "продуваемость" пространства была символична. И лишь изображенные на заднике собаки с большими выразительно-преданными глазами, оживляли картину. Да незатейливая песенка Никитиных "Собака бывает кусачей только от жизни собачей..." настраивала на лирический лад. Но с первых же минут спектакля парадоксальные комические ситуации моментально забирали зрительское внимание, а репризные штучки вызывали бурную реакцию. Их затем расхватывали на цитаты.

Давайте обратимся к воспоминанию Ольги Михайловны Амалиной - кажется, "приключения" начались с самого первого спектакля, когда герой песни Никитиных буквально оказался на сцене: "Мы начали играть - премьера. Играем, и вдруг - смотрю - зрительный зал как-то очень оживился, а тут из-за кулис спокойно выходит собака и прогуливается по сцене, собака причём очень заинтересованно смотрит на нас, смотрит на зрительный зал - зрители веселятся вовсю, а мы не знаем, что нам делать"
Случайность или театральное волшебство?

#историявквадрате

Воспоминание з.а. РФ Ольги Амалиной о спектакле и макет к спектаклю:
 


Слава о спектакле-лекарстве разносилась далеко за пределы Иванова. И театр приглашали "выступить" перед тружениками села. Не все совхозы могли расплатиться за спектакль деньгами. А мы с удовольствием играли за сельхозпродукты: после спектакля нас подвозили или на поле или в овощехранилище. Мы набирали в мешки не только себе, а и своим коллегам. Где картошку, где морковь или капусту. Однажды, один из колхозов подогнал к театру целый грузовик с капустой.
Спектакль был мобильный, быстро ставился и разбирался и вставал на любую площадку. В зависимости от площадки — брали оформление или только мебель. Но были и такие "пятачки", где помещался только маленький стол. А актеры, хоть их было всего трое, еле могли разминуться. Иногда службам (свет, звук) приходилось вести спектакль с улицы, так как в помещении не было места, а зрители сидели чуть не друг у друга на головах. Но никто не жаловался, лишь далеко разносился хохот публики.
Спустя десятилетие, из-за временного отсутствия Александра Краснопольского, в спектакль ввели Светлану Басову и Андрея Булычева, которые продлили жизнь так необходимой людям хорошей комедии.

О путешествиях спектакля вспоминает Лариса Васильевна Соколова.

Возврат к списку