ивановский областной драматический театр
22.04.2020

История в квадрате: 3

Сегодня снова листаем страницы истории нашего театра и продолжаем рубрику #историявквадрате
Большая история одного театра и маленькие истории из жизни театра.
1984 год. В репертуаре театра появляется спектакль "Идиот" по Ф.М.Достоевскому.
Каким он был? Попробуем рассказать.

#историявквадрате

Премьера была объявлена 14 декабря 1984 года. Билетов было не достать, раскуплены они были практически сразу.
Постановку осуществил Борис СОЛОВЬЁВ - главный режиссер Ивановского драматического театра с 1982 по 1985гг.
Окончил Ленинградский государственный институт культуры в 1965 г. Профессор. С 1969 по 1973 г. — режиссер-постановщик театра драмы при отделе культуры исполкома городского совета, г. Арзамас-16; с 1973 по 1982 г. — режиссер-постановщик, главный режиссер Кемеровского областного драматического театра им. А. В. Луначарского; с 1991 г. — художественный руководитель, директор Кемеровского областного драматического театра им. А. В. Луначарского. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Народный артист РФ (1997).

Тема человеческой судьбы и человеческого достоинства объединяла все спектакли режиссера Б.Н.Соловьева. Это был психологический театр. Он осуществил в Иванове постановки 5 спектаклей: "Дикий Ангел" А. Коломийца (1982), "На дне" М.Горького(1983), "Любовь и голуби" В. Гуркина (1984), "Идиот"по роману Ф.Достоевского (1984), "Рядовые" А.Дударева (1985).

Изображения: 1. Борис Соловьёв 2. Фото из спектакля "Идиот", 1984г
На фото : Ф.Гукасян - Полицейский, В.Лобачев- Мышкин, М.Кашаев-Рогожин, С.Князев - Лебедев, В.Житков - Фердыщенко, Л.Исакова - Настасья Филипповна.
3. Фото к спектаклю. В.Лобачёв, Л.Исакова, М.Кашаев







Спектакль шёл с использованием круга. При каждом его повороте, менялось место действия: то это был вагон(начало спектакля),то парадная. В основном, это интерьеры разных квартир : то дом Епанчиных, Иволгиных, то апартаменты Настасьи Филипповны. Именно в вагоне Князь Мышкин (В.Лобачев) при встрече с случайными попутчиками - Рогожиным (М.Кашаев) и Лебедевым (С.Князев) узнает о некоей Настасье Филипповне (Л.Исакова), женщине совершенно необыкновенной. Стук колёс, станционные фонари, проносящиеся мимо, создавали какое-то мистическое состояние от происходящего и чувство нарастающей тревоги.
Сцена в парадной, где Рогожин поджидал Мышкина, проходила в темноте, на авансцене, лишь мерцающий отблеск свечи падал на лица Мышкина и Рогожина. Страшная атмосфера надвигающегося убийства закончилась братанием. В финале спектакля мы попадали в дом Рогожина - тяжелые портьеры спускались с колосников. Казалось, сам воздух был пропитан атмосферой трагического предчуствия. Совершенно другое настроение ощущалось в доме Епанчиных, богатое убранство, добрая располагающая атмосфера, приветливые хозяева...
____________________
Сценография и костюмы - Виктора ВОЛЬСКОГО
____________________
Еще в юности Виктор Адольфович решил связать свою жизнь с театром. В 1972 году он окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и практически сразу был принят в Большой театр штатным художником, где проработал 12 лет. В 1979 году Вольскому – первому из театральных художников – была присуждена Премия Ленинского комсомола. В 1982-м выдающийся оперный режиссер Борис Александрович Покровский пригласил сценографа в Московский Камерный музыкальный театр, где впоследствии он занял должность главного художника.

В разные годы Виктор Адольфович сотрудничал с Малым театром, МХАТ, Центральным театром Советской Армии, театром Оперетты, театром Эстрады и театром Миниатюр, театром им. Вл. Маяковского, театрами «Кремлевский балет» и «Новая опера», Московским детским музыкальным театром им. Н. Сац и другими. Также он работал в театрах зарубежных стран: Эстонии, Литвы, Киргизии, Казахстана, Грузии, Азербайджана, Белоруссии, а также Германии, Венгрии, Болгарии, Австрии, Франции, Италии, Греции, Финляндии, Индии, Китая, Японии. Художник подарил публике ярчайшие постановки русской и мировой оперной и балетной классики, современных музыкальных спектаклей, по праву заслужив признание и престижные награды. Всего им оформлено около трехсот спектаклей. Многие работы Виктор Адольфович создал совместно со своим братом Рафаилом Вольским.

Источник: http://cfund.ru/news/1714
____________________
Изображения:
1. Начало спектакля. Сцена в вагоне. Рогожин (М.Кашаев), Лебедев(С.Князев), Князь Мышкин (В.Лобачёв), Настасья Филипповна (Л.Исакова)
2,3. Сцена "братания" в парадной. Мышкин (В.Лобачёв) и Рогожин (М.Кашаев)







Взгляните - это программка спектакля "ИДИОТ", 1984 г.







Слухи о том, что Соловьёв собирается ставить Достоевского взбудоражили театр. О ролях Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина, как выяснилось, мечтали многие.
Л.И.Исакова вспоминает: "С самого института мечтала сыграть Настасью Филипповну. Когда повесили распределение, долго не подходила к доске приказов. Боялась. Дождалась, когда все разошлись, только тогда подошла. Невозможно было передать словами те эмоции, которые испытала, когда увидела, что буду играть Настасью Филипповну. В это время мимо проходил Соловьев, я кинулась ему на шею и заплакала. На что Борис Нифантьевич, смеясь, сказал: "Половина театра сумасшедших- у кого руки трясутся, эта - рыдает. Как я спектакль буду ставить! "
До начала репетиций Людмила Исакова уже готовилась к роли, у неё сложилось своё видение героини. Но уже с первых репетиций, режиссёр перечеркнул всё её представление.
Людмила Исакова: "Сцена в доме Епанчиных никак не получалась. Я входила гордая, независимая. Соловьёв же усмехнулся и предложил совершенно противоположное - она (Настасья Филипповна) сейчас пришла в очень известный дом, в семью благороднейших людей. Ей страшно, как её здесь примут. Она очень скромно ведёт себя. Вот такой ход предложил режиссер. Борис Нифантьевич очень глубокий режиссёр, разбирал всё самым подробнейшим образом."

Предлагаем вам обратиться к воспоминаниям Людмилы Ивановны и послушать аудиозапись разговора - актриса сегодня говорит о спектакле 1984 года.

 

Изображения:
1. Л.Исакова - Настасья Филипповна
2. Князь Мышкин - В.Лобачёв и Настасья Филипповна - Л.Исакова
3. Рогожин - М.Кашаев
4. Сцена в доме Иволгиных, где Мышкин впервые увидел Настасью Филипповну.
В.Коренной - Птицын, Л.Исакова - Настасья Филипповна и В.Житков - Фердыщенко
5. В.Коренной - Птицын, В.Лобачев - Мышкин, В.Кравченко - Дарья Александровна, Л.Исакова- Настасья Филипповна, И.Пругер - Генерал Епанчин, В.Белецкий- Тоцкий (в глубине)











В трагическом финале спектакля режиссёр подвёл зрителя к катарсису. Сцена доведена до такого накала, что, когда Мышкин и Рогожин начинают укладываться на ночлег подле убитой Настасьи Филипповны, зловещую тишину дома взрывает начавшаяся истерика Рогожина. Нечеловеческий хохот через слёзы уже охватывает и Мышкина. Так, обнявшись, сидящие на полу, постепенно исчезают в накрывающей их темноте . Финал, блестяще сыгранный Лобачёвым и Кашаевым, потрясал воображение зрителя.



Обратимся к воспоминанию Виктора Павловича Лобачёва - сегодня артист рассказывает о подготовке к работе над ролью Мышкина, о Петербурге Достоевского, о зрительских отзывах и удивительной тишине на спектакле.



#историявквадрате



Возврат к списку