ивановский областной драматический театр
15.04.2020

История в квадрате: 2

Среда. Продолжаем рубрику #историявквадрате
Большая история одного театра и маленькие истории из жизни театра.

Самое начало 80-х. В репертуаре театра появляется спектакль. Спектакль-провокация! Диспуты на творческих конференциях и встречах со зрителями. "СТРАСТИ В СТИЛЕ ДИСКО" в постановке Игоря Южакова.
Знаем, что многие театралы помнят спектакль, а для других - мы постараемся воссоздать впечатление о том, каким он был.

Из пьесы "Страсти в стиле Диско" Р. Кошурниковой:
ЮЛЬКА. Давай умрём с тобою вместе, Ромка!
РОМАН. Согласен. Вместе. Через двести лет.
ЮЛЬКА. Нет-нет, сейчас, немедленно!
РОМАН. Старушка, а как же детки – «три-четыре-пять»? Кто сказки им расскажет и былины?
ЮЛЬКА. Ну, ладно, пятьдесят и – хватит!

Повесть-пьеса-театр.
"Пьеса (в 2-х действиях) написана по просьбе Ивановского областного драматического театра, по мотивам модной тогда повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось», опубликованной в журнале «Юность». По пьесе был поставлен мюзикл, это – первая «ласточка», фильм вышел два года спустя, поэтому спектакль прошёл «пожаром» по стране. Своим успехом он, безусловно, обязан замечательным, талантливым людям, создавшим его, это: режиссер – Игорь Южаков, композитор – Юрий Саульский, поэт – Леонид Завальнюк, художник – Борис Бланк, хореограф – Вакиль Усманов.
Тема первой любви, столь трепетной, безыскусственной и беззащитной – безвременна и вечна, как и знаменитая трагедия «Ромео и Джульетта»…" Римма Кошурникова, автор пьесы для театра.

Кстати, авторское название повести, по которой написана пьеса, "Роман и Юлька", это потом она станет называться "Вам и не снилось" и на экраны выйдет фильм именно с таким названием.

"Опубликованная в 1979 г. в «Юности» повесть вызвала небывалый ажиотаж у читателей – этот номер журнала невозможно было достать, многомиллионный тираж разошелся за несколько дней! Подростки узнавали в героях самих себя и присылали писательнице письма с выражением благодарности, а вот учителей произведение возмутило: мол, в этом возрасте подросткам следует думать об учебе, а не о любовных переживаниях. Щербакову даже обвиняли в безнравственности и пропаганде разврата!"

И уже через год после публикации в Ивановском драматическом театре появляется спектакль "Страсти в стиле Диско".
Каким он был?

Изображение 1 - Автор повести Галина Щербакова
Изображение 2 - Автор пьесы Римма Кошурникова
Источники:
http://koshurnikova.ru/index.php/pesy/dlya-detej/5-st...
https://kulturologia.ru/blogs/100819/43875/

  

Название спектакля точно отражало "эпоху диско", в декорациях, костюмах и музыке (о музыке мы скажем отдельно).
На поворотном круге стоял огромный станок, служащий в зависимости от места действия, то школьным стадионом. то квартирой, то улицей. Зрительный эффект усиливался приведением круга в движение. На заднике тут и там смотрели на зрителя узнаваемые "портреты" кумиров - "битлы"- и персонажей спектакля. Символом, безусловно, были джинсы или брюки клёш от колена или бедра. Мини-юбки, водолазки, майки с принтами, холщёвые сумки через плечо -точно отражали стиль времени. Современная жизнь хлынула со сцены прямо в зрительный зал.
_______________
Художник-постановщик: Борис Бланк (р.1938) — советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист и художник. Президент гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России. Народный художник РСФСР (1991). Трижды лауреат премии «Ника» (1990, 1992, 1993). Лауреат премии «Театрал».
1960 — Окончил художественный факультет ВГИКа.
1964 — Дебют в кино в качестве художника-постановщика на картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» режиссёра Элема Климова.
1964 — Дебют в театре в качестве художника на спектакле Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта режиссёра Юрия Любимова.В его творческом багаже как художника не менее 70 спектаклей и 50 фильмов. В Иванове работал с Игорем Южаковым практически во всех спектаклях.
_______________



Музыка спектакля
Все музыкальные номера, которые написал Юрий Саульский в соавторстве с поэтом Леонидом Завальнюком, потом исполнялись ведущими певцами советской эстрады -"пошли в народ". Многие из них были на слуху, но мало кто знал, что они специально написаны к спектаклю. Песни звучали в исполнении ВИА "33 1/3", а в антракте песня "Обида" звучала в исполнении самого Юрия Саульского.
Музыкальные репетиции проходили в несколько этапов, первая встреча с артистами проходила в кабинете Игоря Южакова. Юрий Саульский показал музыку к спектаклю, сам пропел песни. И вместе с Южаковым они обговорили что бы им хотелось в результате получить от актёров. Конечно, работа с таким мэтром обязывала. Он присутствовал на репетициях, прописывая характер музыки в соответствии с мизансценами. И когда Саульский приехал в следующий раз, то был поражен, насколько точно актеры своей игрой одухотворили все музыкальные номера. Песни звучали в исполнении профессиональных групп и певцов, а актеры,еще и при колоссальной хореографической загрузке, имитировали их голоса буквально "точь- в- точь"! Все песни были очень популярны, а самая запоминающаяся, исполненная с невероятным драйвом, была незамысловатая песенка:

На ветке барбариса
Сидели два Бориса,
Сидели два Бориса
I love you!
Один кричал : "Налейте!"
Другой играл на флейте,
А третий напевал
примерно так :

Пр:
Любовь, куда ты?!
Ой!
Мне так нужна ты!
Душа в тревоге.
Гоню коней...
О, боги, боги,
Какие ноги,
Какие ноги
Быстрые у ней!
________________________________
Композитор: Юрий Саульский (1928-2003) Советский и российский композитор, дирижёр, автор балетов и мюзиклов, автор песен, музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Народный артист РСФСР.
________________________________
Прикрепляем фрагмент аудио "На ветке барбариса",
музыка из спектакля: "Два белых снега" и "Слепой дождь".



Фото из спектакля:
артист И.Борискин в роли Сашки у микрофона,
слева-направо - в роли девятиклассников - В.Александровский, А.Дубина, А.Ершов





Хореография спектакля.
Актёры вспоминают, что работа была очень тяжёлая по загрузке, особенно сложно было исполнять "номера" на верхней части станка. После танцевальных репетиций буквально отползали со сцены. Иногда трудно было понять терминологию, присущую балетмейстерам.

Хореограф - Вакиль Усманов - человек с большим юмором, с великим терпением, объяснял, показывал, повторял. И хоть физическая нагрузка была огромна, но работалось с Усмановым легко. "Зато потом, после премьеры, в традиционном капустнике, - вспоминает Людмила Исакова, Вакилю было отведено большое место и про него были сочинены куплеты - "Прямо из Большого прибыл к нам Усман..."
__________________
Хореограф - Вакиль Усманов: балетмейстер Большого театра, имел в Москве свою балетную труппу, работал художественным руководителем Академии хореографии (в СССР — Московское государственное академическое хореографическое училище), теперь живет в Австрии, работает на европейских сценах. профессор Европейской академии балета “Санкт-Пёльтен” (Австрия), лауреат Международных конкурсов балетмейстеров.
__________________
Фото из спектакля и фото хореографа Вакиля Усманова





Раскрепощенные юноши и девушки откровенно говорили о взаимоотношениях полов. Игорь Южаков понимал, что эта тема должна выстрелить. Она должна взбудоражить благополучных родителей и педагогов. Нужно было попасть в десятку, подкрепив спектакль мощной командой. И они сделали это! Авторитет Игоря Александровича был велик и никто из мастеров не только не отказал, а с огромным желанием и интересом взялись за дело.
___________
Южаков Игорь Александрович
Главный режиссер театра с 1979 по 1982гг.
(1939-1998)

Театральный режиссер, педагог. Окончил Московское государственное театральное училище им. М.С. Щепкина (1961 г.); работал актером в Свердловском драматическом театре. В 1968 г. закончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе им. А.В. Луначарского у А.А. Гончарова. Стажировался в Театре им. Е. Вахтангова. С 1973 г. работал главным режиссером драматических театров Омска, Алма-Аты, Иванова, Смоленска.
"Игорь Южаков – человек редчайшей одаренности, настоящий русский режиссер, ставивший блистательные спектакли, достать билеты на которые было очень трудно. Он поднял театр чрезвычайно.Он был человеком честным и прямым, может быть, немного суховатым в общении, в нем не было того компромиссного обаяния, которое помогает людям находить общий язык".(Б. Бланк).
В Ивановском драматическом театре осуществил 11 постановок:
"Машенька"А.Афиногенова (1980),"Максим"по мотивам киноповести Г.Козинцева и Л. Трауберга (1980), "Страсти в стиле "Диско" Р. Кошурниковой (1980),"Санька, Саня, Александра" инсц. И. Южакова (1981), "Отелло, венецианский мавр"У.Шекспира (1982)"Ретро" А.Галина (1981), "Дама с камелиями" А. Дюма-сына (1981),"Страсти под вязами" Ю. О' Нила (1994), "Пигмалион" Б. Шоу (1995),"Роман женщины"А. Дюма-отца (1996),"Вечер в Копенгагене" ("Мандат") Н. Эрдмана и Д.Тухманова(1998).
___________
Спектакль, в отличие от фильма, был довольно жёстким, драматичным. Здесь не было сусального финала и места иллюзиям в приближающейся расплате за глухоту, ложь и агрессивность мира взрослых.
Не случайно в спектакле директор школы произнесет прямо в микрофон: "Ох, до чего я боюсь этих «любовей»! Хулиганов не боюсь, куряк, выпивох – чего в школе не бывает… Все могу понять и простить, а от этого… холодею! Это та сфера, где я бессильна. И далеко зашло?.." .

Попытка разрушить счастье двух девятиклассников заканчивается трагически. Ивановских Ромео и Джульетту играли Виктор Проскуряков и Ольга Раскатова. А затем, уехавшего актера заменил вернувшийся в театр Николай Максимов. Она - бунтарка, он - интеллигент, что более отчетливо прослеживалось в игре Максимова, он был мягче. трогательнее. Ромка Проскурякова был несколько брутальнее, более резок... Ольга Раскатова играла сильную личность, более категоричную. До сих пор звучит в памяти ее отчаянный финальный крик: "Ромкааааа!". Ее Юлька не успела предупредить его трагический прыжок из окна.
Тем отчетливее обозначался конфликт между миром родителей и подростков. Спектакль говорил, даже кричал о недопустимости решения проблем взрослых за счет детей. Потому и было столько споров и дискуссий, спектакль никого не оставлял равнодушным.

Вспоминает Иван Борискин (исполнитель роли Сашки):"Ромка разбивался. Игорь Александрович говорил, что мы это не будем показывать. Мы это должны сыграть, это нужно держать в голове. Погиб ваш одноклассник, его нет. На одном духе вы это должны сделать. И это должен понять зритель. Его это должно поразить.Это мощный выброс в зал. Этот мир взрослых убил его, убил любовь. Многие сцены работались так, что все актеры, играющие школьников, должны были быть участниками, а не сторонними наблюдателями, особенно когда режиссер подводил действие к страшному финалу. Ведь не известно, будет ли Юлька дальше жить. "
После спектакля многие зрители выходили со слезами или буквально рыдали.
Ольга Раскатова вспоминает, что после гастролей в Свердловске и Нижнем Тагиле в 1981 году театру пришлось задержаться на два дня, чтобы дать уральцам еще два дополнительных спектакля "Страстей...", так быстро разнеслась молва о постановке, и не все зрители успели его посмотреть.
Этот спектакль стал неким продолжением темы подростковой непонятости, одиночества, которую в свое время заявил спектакль "Затюканный апостол" в первой половине 70-х.

Изображения - И.Южаков и фото из спектакля











Сегодня вместе с нами был спектакль "СТРАСТИ В СТИЛЕ ДИСКО" (1980)

Режиссёр-постановщик - Игорь Южаков
Художник-постановщик - Борис Бланк
Композитор - Юрий Саульский
Хореограф - Вакиль Усманов

Действующие лица и исполнители:

РОМАН, ученик девятого класса, Виктор Проскуряков, Николай Максимов
ЮЛЬКА, Ольга Раскатова
САШКА, - его одноклассник, Иван Борискин
АЛЕНА- Светлана Кузьмина
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, классный руководитель. з.а.РСФСР Августа Кленчина
ВЕРА, мать Романа, Нина Лемешева, Галина Лобачева
КОСТЯ, отец Романа, Сергей Князев
БАБУШКА, бабушка Романа, Вера Краснослободская, Елена Буниковская
ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА, мать Юльки, Людмила Исакова
ВОЛОДЯ, муж Людмилы Сергеевны, Виктор Житков
МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА, директор школы, Галина Лобачева, Нина Лемешева
ЗОЯ, соседка Юльки, Валентина Кравченко
ЛЕНА, почтальон, Нина Иванова
ФИЗРУК, Анатолий Булдыгин
В массовых сценах школьников, продавцов универмага была занята вся молодежь театра -артисты и службы

До новых встреч с театром и историями театра - в новую среду!

Возврат к списку